Не раз в последнее время приходится выслушивать, пояснять, и даже
спорить о технологии подключения светодиодов применительно к скутеру.
Почему-то значительная часть людей в первую очередь интересуется
напряжением, на которое рассчитан светодиод и забывают о том, что
все-таки это диод, через который протекает ток как и через обычный
выпрямительный диод. А вы попробуйте подключить обычный выпрямительный
диод к аккумулятору – он просто взорвется (если будет маленькая
мощность) или разогреется и сгорит. Поэтому все диоды включаются в цепь
только последовательно с нагрузкой в качестве которой может быть
установлен резистор.
Главная цель
почти всех страждущих – правильно подобрать резистор, через который в
дальнейшем будет подключен светодиод.
Как сделать это
быстрее всего и с наилучшим результатом? Попробую систематизировать
имеющийся опыт, дабы в дальнейшем отправлять всех за информацией сюда.
Методика -
чрезвычайно проста и 100% эффективна.
Для начала
необходимо выяснить номинальный ток потребления искомого светодиода. Токи у
светодиодов малой яркости (до десятков или сотен мКд) около 10мА, у
светодиодов яркостью 1-8Кд рабочий ток около 20мА, для более ярких белых
10..15Кд около 30мА и т.п. но еще у любых диодов есть такой параметр
как падение напряжения. В зависимости от цвета светодиода падение
напряжения отличается - примерно от 2в у красных до 3,5в у синих и
белых.
Напряжение на АКБ может быть 12...14в и
лучше рассчитывать с запасом примерно на 14в, чтобы не сжечь светодиоды.
Вычитаем из
напряжения на АКБ падение напряжения на светодиоде и делим это на
рабочий ток.
(14-2в)/10мА=1-1,2Ком (для красных до десятков
или сотен мКд) (14-2,5в)/20мА=470-580ом (для синих яркостью
1-8Кд)
(14-3в)/30мА=330-380ом (для ярких белых
10..15Кд)
ВСЕ, цель достигнута - мы получили искомое
сопротивление! Осталось только установить светодиод на требуемое место
через резистор с нужным значением.
Но есть одно но… На
скутерах используется постоянное напряжение не везде. Для работы
габаритов, стоп сигнала и фары используется переменное напряжение, да и к
тому же стабильность этого напряжения не очень велика, регулятор лишь
ограничивает максимальное значение этого напряжения. Поэтому для работы
светодиодов в качестве габаритов или стоп сигнала придется использовать
драйвер, ну если вы не хотите постоянно менять сгоревшие светодиоды на
новые.
Драйвер для светодиодов состоит из двух
частей, это выпрямитель и стабилизатор.
Выпрямитель это
та часть, которая делает из переменного напряжения постоянное. Для
изготовления выпрямителя потребуется диодный мостик или четыре диода и
конденсатор.
Для диодного моста подойдут
любые выпрямительные диоды с прямым допустимым током 1-5А (в зависимости
от количества подключаемых светодиодов к схеме) и напряжением не меньше
200в. А конденсатор 1000 мФ и напряжение не меньше 25 в., лучше больше.
Диодный мост имеет вход и выход. Выводы,
которые обозначены АС или ~, используют для подключения переменного
напряжения, а выводы + и -, это и будут полярные выходы, к которым и
будем подключать конденсатор. Конденсаторы тоже полярные и имеют
положительный и отрицательный выводы их нужно подключить к
соответствующим выводам диодного моста, как показано на схеме.
Для того чтобы
яркость светодиодов не менялась в зависимости от оборотов двигателя
применяют стабилизаторы напряжения. Для этого я советую использовать
интегральный стабилизатор на микросхеме LM317.
Вот схема
включения габаритки и стоп сигнала.
Предполагается, что падение
напряжения на светодиоде равно 2 вольта, яркость габаритов
устанавливается резистором R2, затем яркость стоп-сигнала резистором
R3.
Работает просто. Если продать напряжение на
вход STOP, оно попадет через диод D1 на вход стабилизатора напряжения
U1, выходное напряжение которого (определяемое резисторами R1 и R2+R3)
будет равно 10В. Из расчета падения напряжения на одном светодиоде 2В,
на цепочке из 4х светодиодов упадет 8В, т.о. на резисторе останется 2В, а
ток в цепочке будет равен 20мА.
Если напряжение
подается на вход TAIL (габариты), все происходит точно так же, но
транзистор Q1 откроется и закоротит резистор R3, в результате чего
напряжение на выходе стабилизатора упадет до 9В, а ток в цепочках до
10мА, соответственно, яркость фонаря станет примерно вдвое меньше, чем в
режиме STOP.
Только подключать входы TAIL и STOP нужно
через диодные мосты.
Это схема включения габаритки и
стоп сигнала, а если вам нужно включить светодиоды с постоянной
яркостью из схемы можно исключить R4, R5,Q1, D1, D2, а также заменить
цепочку R2, R3, одним резистором на 1,3 кОм.
Вот собственно и все.
|